Несмотря на наличие многочисленных претензий разных слоёв российского обществе к российскому законодательству, приходится высказать ещё одно важное замечание: многие законы и, особенно, подзаконные акты, вместо того, чтобы предотвращать коррупцию, порождают её.

Коррупциогенность российского законодательства исследуется Фондом ИНДЕМ с 1998 года. Были проанализированы законодательство о нотариате, таможенное законодательство, проект Кодекса об административных правонарушениях, проекты закона о партиях и другие.

Выявлены следующие причины порождения коррупции законодательством:

  • рамочность законов (слишком многое отдано «на усмотрение» бюрократа);
  • противоречия как между разными законами, так и (даже!) внутри одного закона;
  • «прорехи в законодательстве» (неполнота законов), позволяющие чиновнику трактовать ситуацию по своему усмотрению;
  • «неконструктивность» законов: существуют нарушения, за которые нет никаких штрафных санкций (или эти санкции настолько мизерны, что выгоднее нарушить закон, чем его соблюдать);
  • отсутствие законодательно закреплённого «Этического кодекса чиновника» (или аналогичного, трактующего моральные нормы для бюрократа);

Рекомендации по совершенствованию российского законодательства изложены в докладе Фонда ИНДЕМ «Основы антикоррупционной политики государства», размещенном на сайте www.anti-corr.ru.

К издержкам современной ситуации (и не только в области противостояния коррупции) относится и недостаточная правовая грамотность как бюрократии, так и общества, в результате чего одни не знают своих обязанностей, а другие — прав.

И если проблема совершенствования Российского законодательства — задача научно-исследовательских организаций и государственных учреждений, то их пропаганда вполне посильна ИНТЕРНЕТ-сообществу НКО.

Основными направлениями использования ИНТЕРНЕТа в решении этой задачи являются:

  • формирование и размещение на сайте архива нормативных актов, направленных на противодейстие коррупции с соответствующими комментариями (с возможностью их чтения с экрана или перенесения на свой компьютер);
  • публикация на сайте проектов законов и подзаконных актов, организация их обсуждения и выработка предложений;
  • публикация на сайте сообщений об успешных фактах применения антикоррупционного законодательства и пропаганда этих фактов всеми доступными методами;
  • публикация на сайте сообщений о неудачах применения антикоррупционного законодательства с анализом причин этих неудач и предложениями по совершенствованию законодательства и практики его применения;
  • организация на сайте «Юридической консультации» по проблемам коррупции;
  • проведение форумов и обсуждений проблем и отдельных фактов коррупции;
  • размещение на сайте и пропаганда всеми доступными методами различных «Этических кодексов»

Однако работа по созданию и сопровождению такого, достаточно подробного сайта требует определённых затрат (часть которых, в рамках взаимодействия) может взять на себя общественная организация, но основные затраты должно нести государство или органы местного самоуправления.