Исследование включало две основные фазы: 1) глубинные интервью экспертов; 2) два массовых опроса на репрезентативных выборках, первая население (далее — граждане), вторая — предприниматели (далее иногда — бизнесмены).

Исследование предусматривало решение следующих задач:

  • — описание общей картины коррупции, сопоставление коррупции в сегодняшней России и в советское время;
  • — изучение практики коррупции (бытовой, в которую вовлечены граждане, и деловой, в которую вовлечены предприниматели по делам своего бизнеса);
  • — оценка параметров коррупционных рынков;
  • — изучение особенностей коррупционного поведения;
  • — изучение социальных детерминант коррупционной практики респондентов;
  • — изучение связанных с коррупцией оценок и установок респондентов;
  • — изучение взаимосвязей между социально-психологическими характеристиками респондентов и коррупционным поведением;
  • — выработка на основании данных и выводов исследования основных рекомендаций для проведения в России антикоррупционной политики.

В ходе реализации проекта было проведено интервьюирование 23 экспертов  из числа бывших высокопоставленных работников администрации Президента РФ, Правительства РФ, депутатов Государственной Думы РФ, работников  правоохранительных органов, журналистов, бизнесменов. Общий объем интервью составил более 30 учетно-издательских листов.

Анкетирование граждан было проведено на выборке 2017 респондентов, представлявшей все 7 федеральных округов; число опрошенных предпринимателей составило 709, география опроса была та же, репрезентация осуществлялась по сферам деятельности и масштабу бизнеса.

В данном исследовании применялся новый метод построения синтетических типологий — переменных, описывающих респондентов путем отнесения каждого к тому или иному классу типологии. Это отнесение происходило на основании ответов респондента на серию вопросов, ассоциированных с данной типологией, и экспертных оценок связи этих же вопросов  с классами типологии. Основное свойство таких типологий состоит в том, что принадлежность респондента классу типологии имеет более однозначную интерпретацию, чем его ответы на каждый из вопросов.

Для обеих выборок, граждан и предпринимателей, строились следующие синтетические типологии по общим для тех и других вопросам: «Оценка уровня коррупции», «Доверие к власти», «Понимание коррупции», «Установка на коррупцию». Для обеих выборок, но по отдельности (по разным группам вопросов) строились типологии «Вовлеченность в коррупцию» граждан и предпринимателей соответственно. Наконец, для предпринимателей строились еще две типологии: «Зависимость бизнеса от власти» и «Успешность бизнеса».

1. Исследование и его задачи
2. Основные результаты глубинных интервью
3. Оценки коррупции
4. Практика бытовой коррупции
5. Практика деловой коррупции
6. Общественный антикоррупционный потенциал
7. Некоторые рекомендации