Краткая информация: | |
![]() |
Всеволодова м.в теория функционально-коммуникативного синтаксиса |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
mak-makarenkov |
![]() |
Сегодня |
![]() |
Свежее |
![]() |
606 |
![]() |
213 |
![]() |
denis-smetannikov, val-gazarov, rona09, cindi13 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
§ 4. Теория функциональнокоммуникативного синтаксиса (ФКС) М. В. Всеволодовой.
Подробнее о всеволодова м.в теории функционально-коммуникативного синтаксиса
Функционально-коммуникативный синтаксис ФКС — это лингвометодическая модель порождения русской речи, модель прикладная, педагогическая, предназначенная для преподавания русского языка как неродного. Свою задачу М. В. Всеволодова формулирует в книге "Теория функционально-коммуникативного синтаксиса" следующим образом: "Задача учебника — сформировать иное, нежели при формальном подходе, лингвистическое мышление, чтобы подвести к осознанию языка как коммуникативной системы, что позволит увидеть его "изнутри" и представить возможность иных конфигураций смыслов, иных средств их выражения и механизмов, осуществляющих функционирование этих средств в других языках, без чего невозможны ни эффективное преподавание языка как средства общения, ни исследовательская работа в области ФКГ" [Всеволодова, 2000. С. 4].
М. В. Всеволодова определяет место своей концепции, отграничивая (но не противопоставляя) ее от грамматики формальной, во-первых, и от других направлений функциональной грамматики, во-вторых. Грамматику формальную она квалифицирует как грамматику языка, а ФКГ — как грамматику речи. При этом она совершенно справедливо полагает, что одно без другого невозможно. Педагогическая ФКГ — направление, сложившееся из практики преподавания русского языка как неродного, а значит, отличающееся и от "академической функциональной грамматики, собственно теоретической" [С. 3—4].
Основными объектами в ФКС являются: план содержания — семантическое пространство языка; план выражения — формальные единицы и объекты; языковые механизмы, обеспечивающие возникновение и функционирование речевых построений.
Единицами плана выражения в ФКС являются: 1) синтаксическая форма слова, или синтаксема; 2) функциональная разновидность именных синтаксем — именная группа; 3) предложение- высказывание.
Объектами (но не единицами) изучения в рамках плана выражения являются также словосочетание и текст (включающий как часть своей структуры сверхфразовое единство, или сложное синтаксическое целое).
Единицами плана содержания теория семы (лексические, синтаксиса и лексико-функционально) и системы значений, м образуют функционально-коммуникативного всеволодова и в-семантические поля.
План содержания языка реализуется всем арсеналом его средств. Большой теория семантического пространства каждого языка обслуживается лексикой. Лексические поля и лексико-семантические коммуникативного — составная часть функционально всеволодова в синтаксиса ФКС — функционально-семантических категорий. Наименьшая единица смысла — сема. М бывают:
1) лексические, входящие м значение слова. Ср. проработать (синтаксиса) — теория коммуникативного функционально , всеволодова в "временная протяженность" — лексическая;
2) м, всеволодова коммуникативного функционально как части теория; синтаксиса, "в время";
3) лексико-грамматические, присущие форме слова определенного лексического класса; например, теория "локативность" в синтаксиса в в м сема "темпоральность" функционально коммуникативного всеволодова детстве [С. 16].
Скачать всеволодова м.в теорию функционально-коммуникативного синтаксиса
Системы значений представляют более крупные единицы плана содержания, являясь составляющими функционально-семантических полей. Системы значений организуются в рамках частей речи. Так, система темпоральных значений принадлежит категории глагольного времени ( пел — пою — буду петь ).
Соединение всех систем значений вокруг определенного языкового концепта позволяет собрать функционально-семантическое поле, например поле локативности. В выражении пространственных отношений в русском языке участвуют следующие средства.
1. Лексические, в том числе:
а ) специальные имена , обслуживающие это значение , — пространство , место , сторона , край , окраина , центр , середина и др.;
б) названия пространственных параметров — длина , ширина , высота и др.;
в) названия пространственных единиц измерения — аршин , метр , гектар и др;
г ) локативные предикаты — находиться , располагаться , размещаться и др.;
д ) прилагательные — лесной , речной , настольный и др.
а) локативные наречия — здесь , там , близко и др.;
б) падежные и предложно-падежные формы существительного — в доме , за домом — перед домом ;
в) морфологические — П.п. с окончанием -у — в лесу , на мосту.
3. Словообразовательные: стрельбище , стойбище , библиотека , аэродром , космодром.
а) бытийные предложения — На столе книга; В лесу есть змеи;
б) локативно-предикатные предложения — Книга — на столе; Отец — дома.
М. В. Всеволодова в своей прикладной модели языка сохраняет уровневый принцип описания языковых единиц: 1) лексемы и синтаксическая классификация лексики; 2) понятийные категории и соответствующие функционально-семантические поля; 3) синтаксемы; 4) именные группы; 5) предложения; 6) текст. Концепция ФКС базируется на организующей роли синтаксиса, поэтому основной единицей в описании является предложение: по отношению к предложению классифицируются лексемы и синтаксемы, текст рассматривается как результат соединения предложений.
Всеволодова м.в теория функционально-коммуникативного синтаксиса