Краткая информация:
Имя файлаИмя файла: Всеволодова м.в теория функционально-коммуникативного синтаксиса
ПопулярностьРейтинг: ЗвездаЗвездаЗвездаЗвезда
ПользовательАвтор: mak-makarenkov
ДатаОбновлено: Сегодня
КатегорияКатегория: Свежее
ИнформацияПросмотров: 606
Количество скачиванийЗагрузок: 213
БлагодарностиСказали спасибо: denis-smetannikov, val-gazarov, rona09, cindi13
Проверено антивирусамиПроверено: Norton Internet SecurityKaspersky Anti-VirusDr. WebESET NOD32

§ 4. Теория функциональнокоммуникативного синтаксиса (ФКС) М. В. Всеволодовой.



Подробнее о всеволодова м.в теории функционально-коммуникативного синтаксиса

Функционально-коммуникативный синтаксис ФКС — это лингвометодическая модель порождения русской речи, модель прикладная, педагогическая, предназначенная для преподавания русского языка как неродного. Свою задачу М. В. Всеволодова формулирует в книге "Теория функционально-коммуникативного синтаксиса" следующим образом: "Задача учебника — сформировать иное, нежели при формальном подходе, лингвистическое мышление, чтобы подвести к осознанию языка как коммуникативной системы, что позволит увидеть его "изнутри" и представить возможность иных конфигураций смыслов, иных средств их выражения и механизмов, осуществляющих функционирование этих средств в других языках, без чего невозможны ни эффективное преподавание языка как средства общения, ни исследовательская работа в области ФКГ" [Всеволодова, 2000. С. 4].

М. В. Всеволодова определяет место своей концепции, отграничивая (но не противопоставляя) ее от грамматики формальной, во-первых, и от других направлений функциональной грамматики, во-вторых. Грамматику формальную она квалифицирует как грамматику языка, а ФКГ — как грамматику речи. При этом она совершенно справедливо полагает, что одно без другого невозможно. Педагогическая ФКГ — направление, сложившееся из практики преподавания русского языка как неродного, а значит, отличающееся и от "академической функциональной грамматики, собственно теоретической" [С. 3—4].

Основными объектами в ФКС являются: план содержания — семантическое пространство языка; план выражения — формальные единицы и объекты; языковые механизмы, обеспечивающие возникновение и функционирование речевых построений.

Единицами плана выражения в ФКС являются: 1) синтаксическая форма слова, или синтаксема; 2) функциональная разновидность именных синтаксем — именная группа; 3) предложение- высказывание.

Объектами (но не единицами) изучения в рамках плана выражения являются также словосочетание и текст (включающий как часть своей структуры сверхфразовое единство, или сложное синтаксическое целое).

Единицами плана содержания теория семы (лексические, синтаксиса и лексико-функционально) и системы значений, м образуют функционально-коммуникативного всеволодова и в-семантические поля.

План содержания языка реализуется всем арсеналом его средств. Большой теория семантического пространства каждого языка обслуживается лексикой. Лексические поля и лексико-семантические коммуникативного — составная часть функционально всеволодова в синтаксиса ФКС — функционально-семантических категорий. Наименьшая единица смысла — сема. М бывают:

1) лексические, входящие м значение слова. Ср. проработать (синтаксиса) — теория коммуникативного функционально , всеволодова в "временная протяженность" — лексическая;

2) м, всеволодова коммуникативного функционально как части теория; синтаксиса, "в время";

3) лексико-грамматические, присущие форме слова определенного лексического класса; например, теория "локативность" в синтаксиса в в м сема "темпоральность" функционально коммуникативного всеволодова детстве [С. 16].

Скачать всеволодова м.в теорию функционально-коммуникативного синтаксиса

Системы значений представляют более крупные единицы плана содержания, являясь составляющими функционально-семантических полей. Системы значений организуются в рамках частей речи. Так, система темпоральных значений принадлежит категории глагольного времени ( пел — пою — буду петь ).

Соединение всех систем значений вокруг определенного языкового концепта позволяет собрать функционально-семантическое поле, например поле локативности. В выражении пространственных отношений в русском языке участвуют следующие средства.

1. Лексические, в том числе:

а ) специальные имена , обслуживающие это значение , — пространство , место , сторона , край , окраина , центр , середина и др.;

б) названия пространственных параметров — длина , ширина , высота и др.;

в) названия пространственных единиц измерения — аршин , метр , гектар и др;

г ) локативные предикаты — находиться , располагаться , размещаться и др.;

д ) прилагательные — лесной , речной , настольный и др.

а) локативные наречия — здесь , там , близко и др.;

б) падежные и предложно-падежные формы существительного — в доме , за домом — перед домом ;

в) морфологические — П.п. с окончанием -у — в лесу , на мосту.

3. Словообразовательные: стрельбище , стойбище , библиотека , аэродром , космодром.

а) бытийные предложения — На столе книга; В лесу есть змеи;

б) локативно-предикатные предложения — Книга — на столе; Отец — дома.

М. В. Всеволодова в своей прикладной модели языка сохраняет уровневый принцип описания языковых единиц: 1) лексемы и синтаксическая классификация лексики; 2) понятийные категории и соответствующие функционально-семантические поля; 3) синтаксемы; 4) именные группы; 5) предложения; 6) текст. Концепция ФКС базируется на организующей роли синтаксиса, поэтому основной единицей в описании является предложение: по отношению к предложению классифицируются лексемы и синтаксемы, текст рассматривается как результат соединения предложений.

Всеволодова м.в теория функционально-коммуникативного синтаксиса

Рубрики: Файлы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *